dc.description |
Исследователи выделяют несколько видов парадокса. Синтагматический парадокс (апория)
возникает в результате: 1) референциальной неистинности высказывания; 2) логического абсурда;
3) семантической абракадабры (логической категории бессмысленного). Они основаны на народном
юморе и направлены на обозначение чепухи, глупости или чего-то невыполнимого, нереального.
Парадигматические парадоксы обусловлены законом асимметрического дуализма языкового
знака, в частности его омонимией, синонимией, а также наличием в языковой системе конвер сивних та партонимических отношений, словообразовательной производности. Парадоксы на
основании омонимии квалифицируются логикой как амфиболия, эквивокация и логомахия.
Прагматические (ситуативные) паремии образуются на основе существующих в языке
устойчивых фраз с помощью структурно-семантических трансформаций и языковой игры, являясь
результатом актуализации межтекстовых связей. Многие из них подвергают пересмотру ба нальные истины и описывают поведенческие реакции в новых условиях жизни. Паремии выпол няют функции прецедентных феноменов, но в силу своей новизны, «аномальности», интер текстуальности они служат отражению современного взгляда на жизнь, подтверждают тезис
о всеобщей абсурдности и текстуализации пространства и являются, таким образом, свиде тельствами демократизации языковых процессов в лингвокультурном обществе. |
en_US |